KAYAKING.SU in English
english site

KAYAKING.SU
 главная
 новости
 обзоры
 фото
 магазин
 экспедиции
 фристайл
 школа
 форум
 барахолка
 ссылки
 контакт

Всем читать!
Часто задаваемые вопросы (FAQ) по каякингу

Наши друзья
whitewater.ru - Бурная вода в России
wwteam.delfi.lv - WW Team Latvia
Гималайский Клуб Рафтеров и Каякеров России
veslo.ru - Клуб хронических водников

Школа каякинга • FAQ • Шкала сложности
Всем читать

Как классифицируются препятствия в каякинге?

Как и любая классификация естественных препятствий, шкала сложности бурной воды основана на методе экспертных оценок. В России в настоящее время применяются две шкалы: международная и российская (советская). Обе они основаны на разделении препятствий на 6 категорий (классов), однако их сходство на этом и заканчивается.

Международная классификация определяет техническую сложность участка реки (вплоть до отдельного порога) по следующим основным критериям: наличие препятствий, возможность определить линию движения и последствия ее несоблюдения.

В отличие от этого, российская классификация ведет свою историю от категорирования сложности водных туристских маршрутов, где техническая сложность являлась далеко не определяющим параметром. При присвоении категории тому или иному маршруту учитывался гигантский винегрет факторов, начиная от ненаселенности района и трудности заброски, и заканчивая типом судов (катамараны, плоты, байдарки) и протяженностью маршрута в днях и километрах.

И хотя в последние годы российская классификация была модернизирована с целью приблизить ее к международной, подавляющее большинство уже пройденных рек так и сохранило свою категорию. Пользуясь российской классификацией очень трудно определить, почему река Х имеет категорию Y: из-за наличия порогов, из-за трудности заброски, потому что дело происходит на Чукотке, или потому что протяженность сплава 600 километров. Кроме того, следует иметь в виду, что даже когда речь идет о технической сложности, международная шкала на 1-2 категории строже российской. Например, шестерка по российской шкале - вполне проходимое препятствие, а по международной - близкое к невозможному.

Наконец, как минимум неразумно было бы отделяться от мирового каякерского сообщества собственной шкалой. Поэтому в каякинге повсеместно используется международная классификация, определяющая сложность именно бурной воды.



Международная классификация сложности препятствий


Предупреждение

Эта классификация не является абсолютной, реки не всегда легко вписываются в какую-то одну категорию, и местные или субъективные интерпретации могут вызывать разночтения. Сложность рек может меняться из-за колебаний уровня воды, прошедших паводков и обвалов, техногенных факторов и других обстоятельств. Кроме того, существует разница между прохождением отдельного порога категории Х и непрерывного протяженного участка той же категории. Следует также осторожнее относиться к оценкам категорий для удаленных и труднодоступных рек.


Класс 1 - Очень простые

Быстро текущая вода с небольшими валами. Препятствия немногочисленны, очевидны и легко обходятся при минимальной подготовке. Риск при аварии и самосплаве минимален, самоспасение тривиально.


Класс 2 - Простые

Простые пороги с широкими чистыми проходами, очевидными без просмотра. Могут потребоваться несложные маневры, но камни и валы средних размеров легко обходятся подготовленным гребцом. Риск при аварии и самосплаве невелик, травмы редки, страховка, хотя и полезна, требуется редко. Пороги, находящиеся на верхней границе этой категории, могут обозначаться как 2+.


Класс 3 - Средней сложности

Пороги с умеренными, нерегулярными валами, которые бывает трудно обойти, и которые могут захлестнуть открытое судно. Могут потребоваться сложные маневры в быстром потоке, требуется хорошее владение лодкой. В пороге могут встречаться завалы и большие валы, но все они легко обходимы. Могут присутствовать жесткие суводи и мощные сбойки, особенно на реках с большим расходом. Для неопытных гребцов рекомендуется просмотр. Травмы при аварии и самосплаве редки, самоспасение достаточно легко, но страховка часто бывает нужна, чтобы избежать длинного заплыва. Пороги, находящиеся на нижней и верхней границах этой категории, могут обозначаться как 3- и 3+ соответственно.


Класс 4 - Сложные

Напряженные, мощные, но предсказуемые пороги, требующие четкого контроля над лодкой в турбулентном потоке. В зависимости от характера реки, такие пороги могут включать в себя большие необъезжаемые валы, бочки и узкие проходы, требующие четких маневров при нехватке времени. Необходимо уметь надежно заходить в суводи для просмотра, отдыха и т.п. В подобных порогах могут требоваться маневры "без права на ошибку" перед особо опасными местами. Просмотр часто необходим, особенно при прохождении порога впервые. Риск травмы при аварии и самосплаве колеблется от среднего до высокого, самостраховка затруднена. Групповая страховка необходима и требует хорошо отработанных навыков. Крайне рекомендуется уверенное владение техникой эскимосского переворота. Пороги, находящиеся на нижней и верхней границах этой категории, могут обозначаться как 4- и 4+ соответственно.


Класс 5 - Для экспертов

Очень длинные, мощные, сильно захламленные камнями пороги, которые подвергают гребца дополнительному риску. Сливы могут заканчиваться большими и необъезжаемыми валами и бочками. Могут присутствовать длинные насыщенные камнями треки, с очень сложной траекторией движения. Пороги могут быть длинными, требующими высокого уровня физической подготовки. Суводи малы, турбулентны и труднодостижимы. В верхней границе диапазона могут быть скомбинированы несколько вышеизложенных факторов. Просмотр необходим, но зачастую затруднен. Самосплав опасен для жизни и страховка затруднена даже для экспертов. Для прохождения подобных препятствий необходим очень уверенный эскимосский переворот, хорошо подобранное снаряжение, большой опыт и отработанные навыки по страховке. Пороги, находящиеся на нижней и верхней границах этой категории, могут обозначаться как 5- и 5+ соответственно (*).


Класс 6 - Экстремальные и неисследованные

Подобные препятствия никогда или почти никогда не были пройдены и являются примером чрезвычайной сложности, непредсказуемости и опасности. Последствия ошибок крайне серьезны и страховка может быть невозможна. Исключительно для команд экспертов, при благоприятном уровне воды, после тщательного обследования и принятия всех мер предосторожности. В эту категорию не включаются принципиально непроходимые препятствия. После того, как препятствие класса 6 было многократно пройдено, его рейтинг может быть снижен до 5+ (5.х).


(*) В американской практике применяется иная градация препятствий класса 5, с так называемым "открытым верхним пределом". Шкала продолжается как класс 5.0, класс 5.1, класс 5.2 и так далее. Каждый из этих уровней сложности категорируется относительно предыдущего уровня, например, увеличение сложности от 5.0 к 5.1 похоже на увеличение сложности от 4 к 5.0.



Российская классификация сложности препятствий


Категория 1 (Л) - "Легкое" препятствие

Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и разведки. Характерно для маршрутов 1 категории сложности.


Категория 2 (П) - "Простое" препятствие

Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов 2 категории сложности.


Категория 3 (СР) - Препятствие "Средней сложности"

Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов 3 категории сложности.


Категория 4 (С) - "Сложное" препятствие

Протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. В конце препятствий имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена. Определяющее препятствие маршрутов 4 категории сложности.


Категория 5 (Т) - "Трудное" препятствие

Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки, валы, сложная линия движения. Препятствия следуют друг за другом. В конце препятствия короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 категории сложности. Сильный прижим. Обязательная разведка и страховка, возможна аварийная ситуация. Определяющее препятствие маршрутов 5 категории сложности.


Категория 6 (ТТ) - "Очень трудное", опасное препятствие

Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Проходится после тщательной разведки и со страховкой. Преодолевается на пределе возможности судов. Определяющее препятствие маршрутов 6 категории сложности.


Категория 6+ (ТТТ) - "Сверхтрудное" препятствие

Труднопроходимое для любого класса судов. Ранее не пройденное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья). Характерно для маршрутов-первопрохождений 6 категории сложности.


Kayaking.RU Web Team © 2003

наверх страницы
главная || новости || обзоры || фото || магазин || экспедиции || фристайл || школа
форум || барахолка || ссылки || контакт

Каякинг, гребной слалом, каяк, Академия Белой Воды

Видео-портал об экстремальном сплаве, каякинге, гребном слаломе, родео на бурной воде

© 2000-2008
KAYAKING.SU
карта сайта 1 | карта 2 | карта 3 | карта 4 | карта 5 | карта 6 | карта 7 | карта 8 | карта 9 | карта 10 | карта 11 | карта 12 | карта 13 | карта 14 | карта 15
Программа для такси пермь тут