![]() Эрик Джексон (Eric "EJ" Jackson) не нуждается в представлении. Однако, если вы новичок во фристайле на бурной воде - вот, буквально несколько слов: бывший олимпиец, член национальной сборной США по фристайла с 1993 по 1999, главный претендент на победу в любых соревнованиях. Инструктор и автор многочисленных руководств по каякингу. Основной член команды Wave Sport pro-team. Один из дизайнеров лодки ForPlay. Представляем перевод интервью Эрика Джексона корреспонденту Kayakmag на Чемпионате Мира 1999, прошедшем в Taupo (Новая Зеландия). |
EJ - Eric "EJ" Jackson
KM - Kayakmag
Часть I. С чего все начиналось
КМ: Когда ты в первый раз взял весло в руки?
ЕJ: Это было в 1972 году. Мне было 6 лет. Коллеги моего отца пригласили его в водный поход. Все шли на байдарках, а один парень на каяке. Он то и дал мне пройти пару несложных порогов. Мы совершали похожие поездки три или четыре раза в год. И вот, когда мне было 13, в одной из поездок мы намотали байдарку на камень и кто-то заговорил о каяках. Так что в 1979 году мы купили фибергласовые каяки Lettmann Mark IV, длиной 4 метра. После этого я стал много кататься и вскоре стал гидом на реке Кеннебек в штате Мэн. Там я катался каждое лето все последние годы старшей школы и первого года в колледже.
КМ: Как ты попал на соревнования?
EJ: Я никогда раньше не слышал о соревнованиях на каяках. Когда я узнал, что они существуют, я решил вступить в сборную США по слалому и пришел с этим к тренеру сборной. Он сказал, что если я буду тренироваться в течении 5 лет в Вашингтоне, то, может быть, я попаду в команду. Так что я перевелся в университет Мериленда и начал там тренироваться в 1984 году. В 1989 году, через 5 лет, я вступил в сборную.
КМ: Мне кажется, тренер знал, о чем говорил...
EJ: Да... Но лучше бы он сказал три года.
KM: Как ты попал из слалома в родео?
EJ: Я всегда считал себя лучшим плейбоутером в мире. Я никогда не встречал никого, кто бы катался лучше меня. Тогда родео в современном виде еще не существовало, но я выигрывал каждые соревнования, в которых участвовал.
КМ: Что люди делали для того, чтобы выиграть родео в то время?
EJ: Пируэты, эндеры, мы катались на Дансерах, поэтому сами понимаете...
КМ: И все-таки тебе больше нравилось родео, чем слалом?
EJ: Да, я всегда думал о себе, как о плейбоутере, а потом уже, как о слаломисте. Я не совсем сочетался со слаломной тусовкой. Я не был слаломистом, пришедшем в родео. Я был родеистом, который что-то мог в слаломе. У слаломистов был совершенно другой менталитет. В то время, как они иногда занимались сплавом по рекам, я все время катался по ним. Я начал тратить основное время на родео с 1993 года, когда я не отобрался в сборную США по слалому. В следующем году я уже не стал пытаться. Это случилось не из-за моих возможностей - я просто не подходил команде.
КМ: Ты делишь время между двумя дисциплинами. Я полагаю, родео мешает слалому и наоборот.
EJ: Нет, родео помогает слалому, а слалом помогает родео. Сейчас слаломисты каждый день тренируются в слаломных лодках, в то время, как я катаюсь в игровых. Я учусь лучше чувствовать бурную воду, а они учатся идеально проходить ворота. Хоть их тренировки и отличаются от моих, я тоже могу это делать. Кроме того у меня не бывает столько травм, сколько них. В родео ты гребешь столько, сколько хочешь ты, в слаломе - сколько хочет тренер. А следовательно, слаломисты меньше думают сами. В слаломной лодке я учусь быстрее, но не учусь новой технике. Я буду тратить всю свою энергию на слалом до Олимпиады. Олимпийская сборная состоит всего из одного человека - лидера, с тех пор как Scott Shipley проиграл командное выступление. В США он выиграл все гонки, в которых он участвовал кроме, возможно, пяти из последних пятидесяти. Всего несколько человек выигрывали у него, включая меня. Последние 5 лет он входил в число лучших слаломистов мира.
КМ: На Олимпиаду поедет только один, а, следовательно, ты должен выиграть у одного из лучших слаломистов мира.
EJ: Попасть в Олимпийскую сборную не так то просто. Ты должен быть в лучшей восьмерке США, чтобы попасть в сборную по родео. Я чемпион мира, поэтому для меня это не сложно. Я не знаю, какой слаломный уровень у меня сейчас, хотя в прошлом году я был третьим.
Часть II. Проектирование лодок
КМ: Вы спроектировали свою первую лодку с Wavesport? Мне кажется, что ты участвовал в производстве Dagger Transition.
EJ: Я не проектировал Transition. Я просто помогал Крису (Chris Spelius) и Марку (Mark Lyle), которые занимались этим. Марк работал в магазине, со мной лишь советовались по поводу длины, объема и других параметров. Она была придумана целой компанией. Я спроектировал две слаломные лодки. Это были Hotlanta (в 1995 г. с моим партнером Дэвидом (David Knight)) и Rocket, на которой я катаюсь сейчас. Я бы придумал еще одну слаломную лодку, но сейчас у меня нет на это времени. Перед Чемпионатом Мира по Фристайлу в 1997 г. в Оттаве мы разработали Х.
КМ: Чего ты пытался достигнуть, создавая Х?
EJ: Цель в создании Х заключалась в появлении первого каяка, на котором вы можете одинаково проворачивать нос и корму. Существует много лодок на которых вы можете провернуть только корму. Это значит, что ты проворачиваешь корму. И что дальше? Либо перевернуться, либо упасть на дно. Смысл в том, что ты можешь перейти с носа прямо корму, т.е. из вертикального положения в вертикальное. Х была первой лодкой в истории, которая могла принимать любое положение, которое вы хотите в любое время, т.е. если ты находишся в горизонтальном положении, ты можешь принять вертикальное и продолжать движение в этой плоскости. Х это первая лодка, обладающая хорошей формой для вращения в горизонтальной плоскости. И вот мы получили лодку, которая одинаково хорошо вращалась во всех плоскостях в бочке и на валу. Позже я понял, что лодки могут быть еще меньше, а следовательно, выполнение элементов станет легче.
КМ: Первоначально, ты не представлял, насколько далеко ты зайдешь с этим?
EJ: Да. Никогда не знаешь, как далеко ты можешь зайти. Так бывает с каждой лодкой. Ты делаешь ее немного короче, потом еще короче, и еще чуть-чуть короче.
КМ: Какие различия между Х и Z?
EJ: Х была самой маневренной лодкой на тот момент. Другие лодки были выпущены позже, такие как Medieval и Mr. Clean, но никто не мог понять, почему они не такие маневренные, как Х. Центральная часть лодки была нормальной, но если вы посмотрите на штевень, то вы увидите, что корпус имеет небольшое смещение как раз перед вогнутостью, к которой тянутся грани. 3D и Vertigo были почти круглыми. Medieval - вогнутый, но он слишком вогнутый, что так же плохо. Нос и корма Х были совершенны в этом плане, поэтому мы сделали их точно такими же на Z. Другие лодки, которые мы выпустили, были такие же маневренные как Z и Glide. Однако Glide был слишком широким и трудным для гребли, т.к. его концы опущены слишком низко. Цель при создании всех наших лодок это сделать их настолько хорошими, насколько это возможно. Ты можешь сесть в Х или Z и тебе никогда не придет в голову, что тебя будет так колбасить, как в Glide. Есть другие лодки, которые тоже легко крутятся, но не так легко, как Z или Glide. Они крутятся за счет того, что их нос и корма слишком низко опущены, но из-за этого их часто подкусывает и они переворачиваются.
КМ: Следующая лодка, на которой ты выступал, была ХХХ. Она больше всего подходила для падлеров с небольшим весом и женщин. Что заставило тебя придумать ХХХ? Ты катаешься на ней сейчас?
EJ: Я катаюсь на ней все время. Это лодка на которой ты можешь крутить картвилы не думая. Первоначально она была спроектирована, как лодка для женщин и маленьких падлеров. Она крутится лучше всех. Еще кое-что, чего до нас никто раньше не делал - это если ты посмотришь на ХХХ prototype one, он всего 20 дюймов от борта до борта. У всех других лодок ширина 23-24 дюйма и больше. Это значит, что даже маленькая лодка, предназначенная для женщин, подойдет мужчине. Даже если ты большой, ты не можешь контролировать широкий каяк бедрами и ты просто перестаешь его контролировать. Другие производители делают широкий корпус, т.к. не знают, как спроектировать более узкий корпус, который бы так же крутился. Они придумывают лодку и если она не крутится они делают ее широкой. А следовательно, она становится медленней. На ХХХ легко даются вертикальные элементы в любом месте. В любое время ты можешь очень легко делать бластинг.
КМ: Какого вида бочки наиболее подходят для ХХХ?
EJ: Слив или любая непромывная бочка. Это отличная лодка, потому что вертикальные элементы даются в ней очень легко и ты можешь топить нос и корму просто используя свой вес, то есть не используя весло. Происходит это следующим образом.Кстати, Forplay с восьмидесяти килограммовым каякером ведёт себя так же, как и ХХХ. Ты нагружаешь нос и корму, когда бочка хорошо держит каяк и разгружаешь их, когда она держит плохо, почти промывает. Например на Full James (это такая бочка) ты разгружаешь нос и корму, потому что она промывная. Для такой бочки я бы выбрал Z. Кроме него Forplay обладает идеальным объёмом и если ты контролируешь лодку, тебя не промоет. Я бы не выбрал ХХХ для Full James. Этот же принцип разгрузки и нагрузки лодки важен при катании в промывной бочке для начального уровня. Для начинающих лучше не нагружать нос и корму. Х и даже ХХХ отлично ведут себя, если начинающий каякер не нагружает нос и корму и наоборот, если он пытается нагрузить их.
KM: Так вы хотите сказать, что чем глубже нос и корма в потоке, тем сложнее падлеру контролировать каяк? И если каякер лёгкий настолько, что концы лодки находятся над водой, ему будет проще? Ты кажется говорил, что одна и та же лодка может быть радикальной игровой для тяжёлого каякера и просто подходящей игровой для лёгкого каякера.
EJ: Да, поэтому проектирование лодок имеет много нюансов. Некоторые скажут, что сейчас, когда у нас есть Forplay, Х уже устарел. Ничего подобного. Лодки никогда не выходят из использования полностью, они всегда для чего-нибудь подойдут лучше, так что Х остаётся классной лодкой. С другой стороны Vertigo умер. Вы спросите почему? Да потому, что это изначально была неудачная лодка. Обычно тщательно спроектированная лодка для выступлений на высоком уровне, в конце концов становится лодкой для начинающих. Glide наиболее подходит вам, если вы не просто занимаетесь родео, а знаете в нём толк. Она не станет лодкой для начинающих, потому что создана для экспертов. Люди меняют Х на другие лодки, но он всё ещё современный.Хотя Х,Vertigo,Storm,Glide вышли в одном году. В основном дилеры покупают Х. При правильно организованном маркетинге Х могла бы пользоваться наибольшим спросом уже в следующие три года, т.е. так, как было с RPM. Я думаю, что можно было бы создать лодку специально для начинающих, но она бы пользовалась не очень большим спросом. Дело в том, что Х достаточно известна, благодаря тому, что все опытные каякеры катаются на ней уже год или два. Люди, продающие лодки, знают про них все на свете и помогают покупателю выбрать наиболее подходящую ему. Они продают лодки начинающим, рассказывая им об ее объеме и легкости, с которой на ней реально кататься.
КМ: А ты слышал о магазинах, все еще пытающихся продать новичкам Pirouette и другие устаревшие лодки?
EJ: Да, но таким образом они пытаются найти им применение, а не просто выкинуть. Сейчас все катаютя на родео лодках. Разница только в том, что они различаются и каждый выбирает лодку, наиболее подходящую его физическим данным. Большое количество дилеров продают новичкам RPM. Это лодка, которая всегда пользовалась успехом. Сначала она была родео лодкой, а сейчас считается лодкой для начинающих. Когда она только-только появилась на рынке, все считали, что она далеко не пойдет. Некоторые дилеры отказывались ее продавать на основе безопасности. "RPM - опасная лодка и это было бы безответственно с моей стороны кого-нибудь в нее посадить. Вам нужен Dancer."- говорили они. Три года спустя они продают RPM новичкам, но не продают Х, потому что она "слишком радикальная, слишком опасная и даже через миллион лет ее нельзя никому продавать". Мы бы уже продали 15% партии Х в прошлом году. В этом году эта цифра могла бы увеличиться до 50%, а в следующем до 80%. Некоторые магазины настолько отсталые, что они не будут продавать Х, до тех пор пока покупатель не скажет им, что таковая существует. Центр Madavaska Canoe в Канаде обучает только в длинных лодках. Обучившись на длинной лодке ты встанешь перед выбором - рискнуть и сесть в игровую лодку или нет. Они воспринимают плейбоутинг, как необычный элемент каякинга. Я же рассматриваю весь каякинг как плейбоутинг. Если ты стартуешь с верховий реки и просто пытаешься сплавится вниз, случайно попадая в несколько бочек, то ты, наверное, не плейбоутер. Если же ты останавливаешься посерфить на валу, покрутить спины и картвилы, ты плейбоутер и тебе бы прекрасно подошла лодка, превращающая сплав в легкий фан. Длинные же лодки не делают сплав легче, это факт, они более неустойчивые и хуже маневрируют.
КМ: Какое место Forplay занимает в Wavesport?
EJ: Forplay это супер быстрая и маневренная лодка. ХХХ настолько же маневренная, но не такая же быстрая. В Forplay правильно распределен объем, у него правильная форма, выполнение вертикальных картвилов и блантов стало легче. Эту лодку придумали для такого же вала, как Full James. По сравнению с другими лодками Forplay крутится быстрее, бланты получаются выше и почти не остается шанса, что тебя промоет, т. к. каяк обладает большей скоростью при поворотах, хорошей длиной, правильно распределенным объемом. Она действительно создана для самых-самых.
Перевод - Мария, консультант - Сэм Дестроев