KAYAKING.SU in English
english site

KAYAKING.SU
 главная
 новости
 обзоры
 фото
 магазин
 экспедиции
 фристайл
 школа
 форум
 барахолка
 ссылки
 контакт

Всем читать!
Часто задаваемые вопросы (FAQ) по каякингу

Наши друзья
whitewater.ru - Бурная вода в России
wwteam.delfi.lv - WW Team Latvia
Гималайский Клуб Рафтеров и Каякеров России
veslo.ru - Клуб хронических водников

Статьи и обзоры • Ниагара. Часть 1
Архив статей

Ниагара. Техническое описание - Часть 1

На рубеже двух тысячелетий мы стали свидетелями выдающихся достижений в области Бурной Воды. Все меньше и меньше мамонтов, пингвинов, овец и прочих бивнеподобных животных остается на нашей Земле. Достаточно только упомянуть совершенные недавно первопрохождения Мамани, Брахмапутры и Карагемского прорыва - и станет понятно, что казавшаяся еще недавно безумной мысль о прыжке с Ниагарского водопада будет все чаще и чаще посещать умы лучших райдеров планеты.


В сложившейся ситуации FWWR Web Team не может больше оставаться в стороне от очевидных тенденций в мировом экстремальном сплаве, и считает своим долгом внести посильную лепту в общее дело. Мы подготовили техническое описание водопадного участка реки Ниагара и попытались собрать и систематизировать сведения о попытках его прохождения на различных судах, предпринятые за последние 100 лет. Надеемся, что эта информация окажется полезной для команд, планирующих экспедицию на Ниагарский водопад.



Disclaimer

Мы приложили все возможные усилия для того, чтобы информация, содержащаяся в данном обзоре, была максимально полезной, исчерпывающей и достоверной. Однако мы не можем на 100% гарантировать отсутствие ошибок и неточностей. Следует помнить, что Ниагарский водопад, будучи препятствием VI (международной) категории сложности, доступен "исключительно для команд экспертов, при благоприятном уровне воды, после тщательного персонального обследования и принятия всех мер предосторожности". Мы, таким образом, не можем нести ответственности за любые возможные последствия каких-либо действий, прямо или косвенно вызванных прочтением настоящего материала.



1. Общее описание сплавного участка реки Ниагара

1.1. Подъезды и отъезды с маршрута

Ниагара - река длиной около 50 км, соединяющая озера Эри (Erie) и Онтарио (Ontario), на американо-канадской границе, расположена приблизительно в 500 км к северо-западу от Нью-Йорка. Река является границей между США (штат Нью-Йорк, правый берег) и Канадой (провинция Онтарио, левый берег).

Общий перепад Ниагары - от 174 м (озеро Эри) до 75 м (озеро Онтарио), таким образом, средний уклон реки не превышает 2 м/км. Очевидно, что интерес для сплава может представлять лишь водопадный участок, который расположен в городе Ниагара Фоллс (Niagara Falls). Город раскинулся как на канадском, так и на американском берегу и имеет достаточное количество отелей и ресторанов, поэтому необходимость везти с собой лагерное снаряжение и раскладку продуктов на весь маршрут представляется излишней.

Наиболее оптимальный вариант заброски - самолетом до города Нью-Йорк или Бостон (США) или города Торонто (Канада), и далее на арендованном автомобиле к месту начала сплава. Вариант заброски через Торонто более предпочтителен, так как, во-первых, сокращает протяженность автомобильной части маршрута, и, во-вторых, канадская сторона водопада является более перспективной для прохождения.

Обзорная карта района путешествия.
Обзорная карта района путешествия.

Следует иметь в виду, что любые прыжки с Ниагарского водопада официально запрещены и за нарушение этого запрета может быть наложен штраф размером до нескольких тысяч долларов США. Таким образом, следует заранее проработать варианты выхода по завершении маршрута, не предусматривающие взаимодействия с местной полицией, либо заложить сумму штрафа в бюджет экспедиции.



1.2. Гидрографические и гидрологические характеристики

Собственно Ниагарский водопад расположен в двух протоках острова, разделяющего реку на две неравные части - меньшую правую (американскую), куда попадает около 10% воды и основную левую (канадскую). Обе протоки начинаются так называемыми "верхними порогами" и обрываются водопадным сливом общей высотой в различных частях от 52 до 56 метров.

Ниагарский водопад. Общий вид.
Ниагарский водопад. Общий вид.

"Верхние пороги" с точки зрения современного сплава не представляют принципиальной сложности и их прохождение перед прыжком с основного слива вряд ли целесообразно.

Американская сторона водопада имеет ширину 328 метров при общем перепаде 56 метров, однако вертикальное падение составляет всего лишь от 27 до 34 метров, поскольку вода падает в нагромождение скальных обломков у основания водопада.

Общий вид американского водопада.
Общий вид американского водопада.

Обломки скал в основании американского водопада.
Обломки скал в основании американского водопада.

Таким образом, несмотря на относительно небольшую высоту, американскую часть водопада следует, вероятно, признать непроходимой. Все предпринимавшиеся до сих пор попытки прохождения осуществлялись на канадской стороне, падающей по большей части в глубокий пул.

Канадская сторона водопада подковообразной формы (называемая также "Horseshoe Falls", от англ. "Horseshoe" - "подкова") имеет вдвое большую ширину - 675 метров и несколько меньшую высоту - 52 метра вертикального падения. Вода падает по большей части в глубокий, пригодный для прыжка пул.

Общий вид канадского водопада (Horseshoe Falls).
Общий вид канадского водопада (Horseshoe Falls).

Пул в основании канадского водопада.
Пул в основании канадского водопада.

После водопада обе протоки (американская и канадская) сливаются, и река входит в так называемое Нижнее Ущелье Ниагары, длиной около 11 км, в котором находится серия мощных порогов ("Whirlpool Rapids" - "Водовороты"), не представляющих, однако, принципиальной сложности с точки зрения современного экстремального сплава.

Сток Ниагары в настоящее время зарегулирован двумя гидроэлектростанциями (на американской и на канадской стороне). Это было сделано, в том числе, с целью замедлить эрозию водопада, передвигавшегося вверх по течению со скоростью около одного метра в год. Тем не менее, геологи прогнозируют постепенное превращение американской части водопада в каскад крутопадающих порогов.

Расход воды в Ниагаре составляет приблизительно от 1500 до 3000 м3/сек, 90% из которых проходит через канадскую протоку. Расход меняется в течение суток в зависимости от времени года - в туристский сезон (апрель-сентябрь) в утренние часы (с 8 до 10) наблюдается максимум - до 3000 м3/сек, в остальное время расход падает до 1500 м3/сек.



1.3. Обеспечение безопасности на маршруте

Традиционные способы страховки при прохождении Ниагарского водопада, к сожалению, малопригодны. Страховка спасконцом вследствие значительной ширины слива неэффективна. Страховка живцом также проблематична, в первую очередь, вследствие очевидного отсутствия желающих выполнять функцию живца на двухсотметровой веревке.

Более перспективным представляется вариант нижней страховки катамараном, традиционно используемый при прохождении Ниагарского водопада. Роль катамарана в данном случае выполняют прогулочные пароходики "Maid of the Mist" ("Слуги Тумана"), регулярно курсирующие в пуле за водопадом. Экипажи этих судов неоднократно занимались спасработами и имеют соответствующий опыт.

Нельзя исключать также до сих пор ни разу не использовавшийся вариант вертолетной страховки ("Helicopter Strahovka"), при котором спасконец закреплен не на берегу, а на курсирующем вдоль нижней части слива вертолете ("Helicopter"). Однако возможность зависания вертолета в непосредственной близости от слива требует дополнительного изучения.



2. История освоения Ниагарского водопада

2.1. Статистика прохождений Ниагарского водопада

Первопрохождение Ниагарского водопада было совершено еще в далеком 1901 году, и с тех пор более полутора десятков человек предпринимали попытки повторить это рискованное предприятие. В следующей таблице сведены воедино все зарегистрированные попытки прохождения Ниагары в хронологическом порядке.

Класс Экипаж Дата Результат
B-1 F
Annie Taylor
24.10.1901
+
B-1 M
Bobby Leach
25.07.1911
+
B-1 M
Charles Stephens
11.07.1920
-
B-1 M
Jean Lussier
04.07.1928
+
B-1 M
George Strathakis
04.07.1930
-
B-1 M
William "Red" Hill Jr.
05.08.1951
-
S-1 JM
Roger Woodward
09.07.1960
+
B-1 M
Nathan Boya
15.07.1961
+
B-1 M
Karel Soucek
02.07.1984
+
B-1 M
Steven Trotter
19.08.1985
+
B-1 M
David Munday
05.10.1985
+
B-2 M/M
Jeffery Petkovic/Peter Dibernardi
28.09.1989
+
C-1 M
Jessie Sharp
05.06.1990
-
B-1 M
David Munday
26.08.1993
+
B-2 M/F
Steven Trotter/Lori Martin
18.06.1995
+
J-1 M
Robert Overacker
01.10.1995
-
S-1 M
Kirk Jones
20.10.2003
+

Условные обозначения класса судна:

  • B-1 - (от англ "Barrel") - одноместная бочка;
  • B-2 - двухместная бочка;
  • S-1 - (от англ. "Swim") - одиночный пловец;
  • C-1 - одноместное каноэ;
  • J-1 - (от англ. "Jet ski") - водный мотоцикл;
  • M - мужской экипаж;
  • F - женский экипаж;
  • M/F - смешанный экипаж;
  • J - юниоры.

Результат прохождения обозначен как "-" если экипаж не смог финишировать живым или его тела не были найдены после прохождения.



2.2. Прохождения в классах В-1 и В-2

Несмотря на то, что использование судов класса В-1/В-2 для экстремального сплава в настоящее время повсеместно осуждается, нельзя не отметить тот факт, что исторически более 75% спортсменов сплавлялись по Ниагаре именно на В-1/В-2.

На данный момент зарегистрировано одиннадцать прохождений водопада в классе В-1 и два - в классе В-2, в которых принимало участие в общей сложности 13 спортсменов (два человека - Стивен Троттер (Steven Trotter) и Дэвид Мондэй (David Munday) - проходили препятствие дважды). Поскольку сплав на В-1/В-2 сегодня считается малоуправляемым, мы не станем подробно рассматривать каждое из этих прохождений, отметив только наиболее значительные из них.

Первопрохождение водопада совершила в 1901 году 46-летняя учительница из штата Мичиган Энни Тейлор (Annie Taylor) с использованием В-1, построенного из кентуккийского дуба. Судно было скреплено семью железными обручами, имело в длину 140 см и весило 72 кг.

Энни Тейлор и ее В-1 перед стартом.
Энни Тейлор и ее В-1 перед стартом.

Для балансировки к днищу был прикреплен балласт весом около 60-80 кг, для амортизации внутрь были помещены подушки и небольшой матрац. Госпожа Тейлор успешно преодолела основной слив без серьезных травм, однако прошло почти 40 минут, прежде чем страховка смогла добраться до бочки и открыть ее. Будучи освобожденной, госпожа Тейлор сказала: "Никто никогда не должен повторять это!".

Разумеется, эти слова остались без внимания. Впрочем, прошло десять лет, прежде чем попытка была повторена. В 1911 году 55-летний англичанин Бобби Лич (Bobby Leach) использовал для прохождения водопада стальной B-1 длиной 240 см (заметьте, длина судна приблизительно соответствует длине типичного современного сплавного каяка - NT). Страховке потребовалось около 20 минут, для того чтобы вытащить судно на берег после прыжка. Со сломанными коленными чашечками и челюстью, господин Лич был доставлен в госпиталь, где провел на лечении около 5 месяцев.

Бобби Лич рядом со своим В-1 после прыжка (видны костыли).
Бобби Лич рядом со своим В-1 после прыжка (видны костыли).

Третья попытка закончилась неудачно. В 1920 году 58-летний английский парикмахер Чарльз Стивенс (Charles Stephens) попытался пройти водопад на В-1, изготовленном из русского дуба. Однако при подготовке им был допущен ряд грубых ошибок - подобно госпоже Тейлор он поместил на дно бочки тяжелую наковальню для балансировки, но помимо этого он привязал (!) свои ноги к наковальне, а руки - к бортам судна. Балласт оказался чрезмерно тяжел и при ударе об воду проломил дно бочки, увлекая Стивенса за собой. Когда обломки судна были подобраны страховкой, единственное что осталось от господина Стивенса, была его правая рука, все еще привязанная к бочке.

В 1928 году Жан Люсье (Jean Lussier), 36-летний американец французского происхождения использовал новый тип судна в классе В-1. Он представлял собой резиновый шар диаметром около 2 метров, выстланный изнутри надувными камерами для амортизации. С собой он взял запас кислорода на 40 часов, на случай если судно застрянет под сливом, что тоже было значительным новшеством, однако уже менее чем через час господин Люсье успешно завершил прохождение. Страховка осуществлялась одним из пароходов "Maid of the Mist".

Жан Люсье покидает свой В-1 после прохождения водопада.
Жан Люсье покидает свой В-1 после прохождения водопада.

Следующие две попытки вновь были неудачными. В 1930 году Джордж Стратакис (George Strathakis), 46-летний американец греческого происхождения использовал классический вариант В-1, изготовленный из дуба. Судно отлично выдержало прыжок, однако оказалось запертым позади водопада в течение 22 часов. К сожалению, запас кислорода был рассчитан только на 8 часов, и когда В-1 г-на Стратакиса наконец промыло, он был обнаружен скончавшимся от удушья (хотя это был единственный случай за всю историю прохождений, когда судно оказалось позади слива, следует учитывать и такую вероятность - NT).

В 1951 году 38-летний Уильям Хилл младший (William "Red" Hill Jr.) попытался использовать дешевый вариант резинового В-1, представлявший собой 13 больших автомобильных камер, связанных вместе и опутанных сетью. Судно не выдержало давления воды под сливом и было разобрано на части. Тело господина Хилла было обнаружено спустя сутки значительно ниже по течению (этот случай со всей очевидностью демонстрирует необходимость тщательнейшего подбора снаряжения при прохождении подобных препятствий - NT).

После попытки 1951 года власти США и Канады наложили запрет на любые прыжки с Ниагарского водопада. Отныне любые прохождения становились незаконными, а участников ждал арест и крупный денежный штраф.

Следующие четыре прыжка в классе В-1 - Натан Бойя (Nathan Boya), 1961; Карел Саусек (Karel Soucek), 1984; Стивен Троттер (Steven Trotter) и Дэвид Мондэй (David Munday), 1985 - не внесли ничего принципиально нового в технику прохождения водопада. Все четыре попытки были успешными, что говорит о том, что технология В-1 достигла определенного уровня, обеспечивающего относительно стабильный и предсказуемый результат. Дэвид Мондэй успешно повторил свою попытку в 1993 году.

Дэвид Мондэй пересекает срез водопада. Попытка 1993 года.
Дэвид Мондэй пересекает срез водопада. Попытка 1993 года.

В завершение осталось упомянуть о двух прохождениях в классе В-2 - Джефри Петкович/Питер Дибернарди (Jeffery Petkovic/Peter Dibernardi) в 1989 и Стивен Троттер/Лори Мартин (Steven Trotter/Lori Martin) в 1995 году. В обоих случаях использовались полноразмерные (более 3,5 метров) стальные суда В-2, изготовленные по специальному заказу и оборудованные всем необходимым, от запаса кислорода до радиосвязи. Стивен Троттер/Лори Мартин стали первым смешанным экипажем, преодолевшим Ниагарский водопад.



2.3. Прохождения в классе S-1

На данный момент зарегистрировано всего два прохождения водопада в классе S-1 (свободное плавание). Об одном из них, совершенном несколько дней назад Кирком Джонсом (Kirk Jones), мы уже рассказывали.

Однако первое (хотя и непреднамеренное) S-1 прохождение водопада совершил еще в 1960 году 7-летний юниор Роджер Вудвард (Roger Woodward). Вместе со старшей сестрой Деаной и другом семьи Джеймсом Хонекутом (James Honeycutt) они совершали прогулку на небольшой моторной лодке в нескольких километрах выше по течению, когда у лодки отказал мотор. Вследствие большой ширины реки Джеймсу Хонекуту не удалось успеть догрести до берега на веслах и лодка была затянута в верхние пороги канадской стороны реки, где и перевернулась. Деана Вудвард смогла выбраться на берег, а Роджер Вудвард и Джеймс Хонекут совершили свободный прыжок с Horseshoe Falls. Страховка прохождения, как обычно, осуществлялась одним из пароходов Maid of the Mist, который и поднял на борт Роджера Вудварда, на котором были только спасжилет и купальный костюм. К сожалению, плывший без спасательного жилета г-н Хонекут так и не был найден (этот факт еще раз подчеркивает необходимость использования качественного спасательного снаряжения при прохождении подобных препятствий - NT).

Роджер Вудвард поднимается на борт Maid of the Mist.
Роджер Вудвард поднимается на борт Maid of the Mist.


2.4. Прохождения в других классах

Оставшиеся два прохождения, несмотря на их неудачное завершение, представляют наибольший интерес с точки зрения современных экстремальных видов спорта.

В 1995 году 39-летний калифорниец Роберт Оверакер (Robert Overacker) попытался пройти Ниагарский водопад, совмещая экстремальный водномотоциклинг и бейс-джампинг. На небольшом одноместном водном мотоцикле (Jet-ski) он стартовал в сотне метров выше Horseshoe Falls и через несколько секунд пересек перегиб водопада. Здесь господин Оверакер активировал реактивную систему принудительного раскрытия парашюта, но по трагической случайности парашют оказался не прикреплен к телу спортсмена, и они продолжили свой полет отдельно друг от друга. Как выяснилось впоследствии, господин Оверакер не проверял укладку парашюта перед своим прыжком - непростительная халатность перед столь ответственным мероприятием.

Роберт Оверакер на срезе водопада.
Роберт Оверакер на срезе водопада.

И все-таки самое невероятное прохождение попытался совершить в 1990 году 28-летний каноист Джесси Шарп (Jessie Sharp) из штата Теннеси. Это первая и на сегодняшний день единственная попытка пройти Ниагарский водопад на каяке или каноэ.

Каноэ Джесси Шарпа, найденное после прохождения.
Каноэ Джесси Шарпа, найденное после прохождения.

Подробности об этой невероятной попытке, обзор прессы тех лет, свидетельства очевидцев и друзей Джесси Шарпа скоро на нашем сайте.

Обзор подготовлен с использованием материалов со следующих сайтов:

Продолжение следует...

Николай Тимонин - октябрь 2003

наверх страницы
главная || новости || обзоры || фото || магазин || экспедиции || фристайл || школа
форум || барахолка || ссылки || контакт

Каякинг, гребной слалом, каяк, Академия Белой Воды

Видео-портал об экстремальном сплаве, каякинге, гребном слаломе, родео на бурной воде

© 2000-2008
KAYAKING.SU
карта сайта 1 | карта 2 | карта 3 | карта 4 | карта 5 | карта 6 | карта 7 | карта 8 | карта 9 | карта 10 | карта 11 | карта 12 | карта 13 | карта 14 | карта 15